Суббота, 18.11.2017, 18:55
Немецкие кладбища
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья - Форум Регистрация Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Немецкие кладбища » История » Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья (как открытая полистилевая жанровая система)
Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья
WinterДата: Воскресенье, 24.05.2009, 15:29 | Сообщение # 1
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 870
Репутация: 0
Статус: Offline
Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система

Содержание
Введение...3
Степень изученности проблемы...10
Глава I Философско-эстетический аспект проблемы смерти
1. Отношение к смерти в различных культурах...25
2. Проблема смерти в русской народной культуре...33
Глава II. Погребальный обряд русских Саратовского Поволжья...42
1. Структура погребального ритуала...45
Приготовление в последний путь...46
Последний путь...48
Поминовение...50
2. Символика погребального обряда...52
3. Музыкальное наполнение обряда...56
4. Тематическая характеристика поэтических текстов погребальных духовных стихов...60
5. Истоки функциональной принадлежности ДС к погребальному обрядовому комплексу...64
Глава III. Стилистическая открытость погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как синтез песенных жанровых традиций...70
1. Проявление стилистической неоднородности в поэтических текстах погребальных духовных стихов...93
2. Типологические свойства музыкальной системы погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья
2.1.Типология ритмической организации...97
2.2. Звуковысотные параметры интонирования...113
2.3.Типология композиционной организации...129
3.Стилевые особенности исполнения погребальных духовных стихов...136
Заключение...139
Литература...146
Примечания...158
Нотное приложение № 1...159
Нотное приложение № 2 (Сто погребальных духовных стихов)...161

 
WinterДата: Воскресенье, 24.05.2009, 15:30 | Сообщение # 2
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 870
Репутация: 0
Статус: Offline
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Народное духовное певческое искусство всё чаще становится предметом изучения отечественной фольклористики. Значительный интерес приобретают некогда «запретные», а потому малоизученные жанры, в числе которых погребальные духовные стихи.
Однако их значение и смысл не легко открываются современному человеку. Жанр погребального духовного стиха стоит особняком как от традиционного фольклора, так и от культовой духовной музыки, представляя собой особый пласт устного народного творчества. До сих пор мы не имеем исследований, рассмотревших данную тему с позиций современного научного музыкознания.
Автором представленной диссертации на протяжении двух десятков лет проводилась работа по аудио- и видеозаписям фольклора, в том числе и музыки погребального обряда, что дало возможность выявить жанровые и стилистические особенности погребальных духовных стихов, их национальное своеобразие.
Предшествующие этнографические описания погребального обряда не выработали единого подхода к изучению его типологии. Даже современные исследования погребальной обрядности не являются комплексными, в них ставятся и решаются проблемы вне анализа музыкально-поэтического аспекта обряда; нет сопоставления с типологическими особенностями музыкальных и поэтических текстов, входящих в погребальный обряд. При современном состоянии изученности погребального обряда в пределах всего национального материала особое значение приобретает региональное исследование.
Решению перечисленных актуальных проблем посвящается данная работа, представляющая собой опыт типологического рассмотрения региональной песенной погребальной традиции. Кроме того,
погребальный обрядовый комплекс русских Саратовской области до сих пор был вне поля зрения учёных (нам не известно ни одно исследование на эту тему).
Изучение народной духовной музыки в свете современного музыкознания как подлинно духовного творчества народа даст возможность «реабилитировать» значительный пласт фольклора в глазах человека XXI века, выявить его роль в отображении духовных и эстетических идеалов наших предков и современников, определить круг музыкально-выразительных средств, вскрыть подлинно народную сущность.
Памятники народного певческого искусства, сохранившие в музыкально-поэтических образах философско-религиозные идеалы народа и не утратившие за столетия эстетической и этической ценности, требуют глубоко научного изучения и обобщения. В этом мы видим актуальность представленной диссертации.
Объект изучения - погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья.
Предмет изучения — открытая полистилевая жанровая система функционирования погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья.
Цель настоящей работы - выявление и исследование жанрово-стилистической типологии погребальных народных песнопений, характеризующихся общностью образно-эмоционального содержания.
В соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования:
1. рассмотреть эстетические основания погребальной народной музыки в русской культуре, как особого феномена религиозно-философского, художественно-эстетического сознания русского народа;
2. определить структуру и степень музыкального наполнения погребального ритуала;
3. выявить истоки принадлежности духовных стихов к погребальному обряду;
4. провести классификацию поэтических текстов погребальных духовных стихов;
5. проанализировать типологические свойства музыкальной системы погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья;
6. рассмотреть проявление стилистической неоднородности в поэтических текстах погребальных духовных стихов;
7. раскрыть стилевые особенности исполнения погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья;
8. обосновать понятие стилистической открытости погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как синтеза песенных жанровых традиций.
В этой связи возникла необходимость показать исторически объективный характер возникновения и развития народной духовной музыки погребального обряда, её народную духовную сущность и национально-специфический принцип формообразования.
В соответствии с задачами определяется материал исследования.
В работе описывается и анализируется погребальный комплекс Саратовского Поволжья, каким он сложился к XX веку и сохранился до настоящего времени. Региональный погребальный обряд представляет собой многоплановое действо, насыщенное различными жанрами (каноническими молитвами, духовными стихами, причитаниями), однако в связи с утратой в обрядовом комплексе жанра похоронного причитания, основным объектом исследования становятся погребальные духовные стихи.
Основу музыкально-стилевого анализа составляют, прежде всего, нотации звукозаписей погребальной музыки Саратовского Поволжья, сделанные диссертантом в 1987 - 2002 гг., авторские нотации аудиозаписей учеников - студентов кафедры народного пения и фольклора Саратовской государственной консерватории имени Л.В.Собинова и некоторые публикации музыкальных записей других авторов. В диссертации исследуются погребальные духовные стихи православных христиан Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система, объединяющая вербальный и музыкальный компоненты, отличающаяся особенностью
функционирования.
Методологическую основу диссертации составляют труды московской школы фольклористов (К. Квитки, Е. Гиппиуса, А. Рудневой, А. Банина, Б. Ефименковой и др.), в том числе исследования В.Щурова по проблеме стиля в русской народной музыке, в которых автор разрабатывает и уточняет определение стиля применительно к фольклору, устанавливает исходные методологические принципы и классифицирует стилистику народной музыки как местную, жанровую и историко-возрастную.
В качестве метода исследования используется системный подход, предполагающий последовательное изучение как погребальной музыки, с многочисленными взаимовлияниями с другими музыкальными явлениями русской культуры, так и самого погребального обряда от его истоков до современных форм бытования. Использование трудов по истории России, русской православной церкви, истории русской музыки и фольклора обусловило историко-типологический подход в исследовании данной темы.
В связи с полистиличностью погребальных духовных стихов предпринята попытка применения к ним методов различных искусствоведческих и музыковедческих отраслей: классической теории
музыки (вопросы анализа вокальных жанров), стиховедческого анализа (рассмотрение поэтической организации), этномузыковедения (изучение ритмических и ладовых свойств в работах А. Банина, Е. Гиппиуса, В. Гошовского, Б. Ефименковой, И. Земцовского, К. Квитки, А. Рудневой, В. Щурова).
Положения, выносимые на защиту:
1. Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья — жанровая система, объединённая на основе идейно-тематического единства, религиозно-философского содержания и особого функционального статуса духовных стихов в качестве обязательного атрибута погребально-обрядовых отношений.
2. Важнейшим принципом формирования открытой музыкально-поэтической системы религиозно-философского содержания -погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья - является полистиличность.
3.Основополагающими составляющими определения
«полистилевая жанровая система» являются: синтез различных продуцирующих культурных традиций, политематизм вербального компонента погребального комплекса, разнообразие композиционных структур, архитектонических конструкций и принципов ритмизации общего интонационного потока.
Научная новизна. В настоящей работе впервые рассматривается одна из традиций погребального духовного стиха, а именно традиция Саратовского Поволжья. Бытование погребального обряда в этом регионе не изучалось до настоящего времени. Диссертация является первым опытом исследования локальной традиции в отечественном музыкознании, выявляющим музыкально-стилистические особенности и глубоко национальную основу музыки погребального обряда Саратовского Поволжья.
7
Впервые предметом самостоятельного исследования становится музыка погребального обряда, а именно погребальные духовные стихи. Они рассматриваются в контексте русского певческого искусства как результат творческих исканий народа и неотъемлемая часть обрядового действа, как певческая традиция.
Впервые:
- в научную работу вводится неизвестный учёным музыкально-этнографический материал, дающий новые представления о духовных стихах;
- выявляются истоки функциональной принадлежности духовных стихов к погребальному обрядовому комплексу;
характеризуется тематика поэтических текстов погребальных духовных стихов;
- структурируется погребальный ритуал;
- анализируется степень музыкального наполнения обряда погребения;
- рассматривается проблема новообразований в музыке погребального обряда;
- расширяется жанровая классификация погребальной народной музыки;
- устанавливаются основные музыкально-ритмические типы погребальных духовных стихов;
- исследуются закономерности ритмической, звуковысотной и композиционной организации;
- анализируются стилевые особенности исполнения погребальных духовных стихов;
определяется статус погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как открытой полистилевой жанровой системы.
Практическая значимость диссертации. Идеи и материалы диссертации легли в основу читаемой автором лекции «Погребальный
8
обряд русских» в рамках курса по народному творчеству в Саратовской консерватории. Основные результаты исследования применялись в исполнительской практике в курсах «Хоровой класс», «Ансамблевое пение», «Постановка голоса», «Педагогическая практика». Образцы духовных стихов саратовской коллекции диссертанта включены в репертуар курсовых ансамблей и хора кафедры народного пения и фольклора Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова, а также фольклорных любительских и профессиональных коллективов Саратовского Поволжья.
Результаты исследования могут использоваться в дальнейших научных изысканиях, посвященных изучению региональных традиций народного духовного пения и погребальной обрядности. Материал диссертации может применяться в курсах «Истории отечественной музыки», «Музыкального народного творчества», «Областных песенных стилей», «Этнографии».
Апробация результатов работы. Результаты исследования обсуждались на кафедре народного пения и фольклора Саратовской консерватории имени Л.В.Собинова. Основные положения и выводы излагались автором на третьей международной конференции памяти А.В.Рудневой «Фольклор: современность и традиция» (Проблемы стилистики погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья), Москва, 2001; опубликованы по итогам всероссийской научно-практической конференции «Традиционный фольклор юга России» (К проблеме изучения музыкальной драматургии погребального обряда Саратовского Поволжья), Ставрополь, 2001; всероссийской научно-практической конференции «Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития» (Стилистическая открытость погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья как синтез песенных жанровых традиций), Тамбов, 2002; международной научно-практической конференции
«Культура и искусство Поволжья на рубеже тысячелетия» (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как стилистически открытая музыкально-поэтическая система), Саратов, 2002; региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство» (К проблеме новообразований в жанровой системе погребальных духовных стихов Саратовского Поволжья), Саратов, 2003; международной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир. Фольклор и культурная традиция» (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как полистилевая жанровая система), Москва, 2003; всероссийской научно-практической конференции «Фольклор народов России» (Духовные стихи Саратовского Поволжья и их сценическое воплощение), Астрахань, 2003; в сборнике научных статей «Молодые учёные - Саратовской области» (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья и культура старообрядчества), Саратов, 2003; в журнале «Народное творчество» №5 (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья), Москва, ГРЦРФ, 2003; в сборнике материалов научной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» № 8 (Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья как открытая полистилевая жанровая система), Москва, ГРЦРФ, 2005; в сборнике материалов научной конференции «Славянская традиционная культура и современный мир» № 10 (Погребальный обряд Саратовского Поволжья в контексте русской народной культуры), Москва, ГРЦРФ, 2006.
Структура и объём диссертации определены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, разделённых на параграфы, заключения, библиографии и двух приложений. Список литературных источников представлен 148 работами отечественных и зарубежных авторов.
 
WinterДата: Воскресенье, 24.05.2009, 15:32 | Сообщение # 3
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 870
Репутация: 0
Статус: Offline
Степень изученности проблемы.
Собирание и изучение погребального обряда освещалось во всевозможных источниках: исторических, археологических, этнографических, филологических, музыковедческих, художественных, изобразительных.
Многочисленные упоминания о погребальных обрядах в древних летописях свидетельствуют о той существенной роли, которая отводилась им в народном миропонимании.
В Повести временных лет рассказывается, что древляне «убища Игоря...и погребён бысть...есть могила его у Изкорстеня града в Деревех и до сего дня». Следовательно, древляне погребли тело убитого Игоря, хотя в той же летописи сказано, что они сжигали своих покойников: «аще кто умряше, творяху трызну над ним, и по сем творяху кладу велику и возлежахут и на кладу мертвеца, сожжаху» [83, с.236].
Как видно из летописи 945 года, самым древним славянским названием курганных насыпей было слово могила («сути могилу велику»), причём слово «могила» являлось синонимом кургана или холма. Отсюда прозвание курганов могилами, могилищами и могилками во Владимирской и Ярославской губерниях. Между тем, на северном берегу Азовского моря называют могилами не только естественные холмы, но и скалы. К таким скалам принадлежат: Каменная могила, Корсак-могила, Токмак-могила и Бестам-могила[83]. Слово курган как название могильной насыпи одно из менее древних, встречается в грамотах не ранее XVI века. Впервые курган употребляется в летописи Новгородской 1224 г., и то не в настоящем своём значении: тут говорится не о могильной насыпи, а о довольно обширном городище.
Под названием жальник известен особый род древних кладбищ или точнее, собрание многочисленных могил. Так в Стоглаве сказано: «в троицкую субботу...сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по
11
гробом с великим кричанием»[117]. Сопка - также название могильной насыпи, встречающееся как в Новгородской, так и в Тверской и Витебской губерниях. В Пензенской и в Нижегородской губерниях курганы называются марами. Существовало и название волотовки, -одно из древнейших, под которым подразумевались могильные насыпи.
Упоминание о древнейшем христианском погребальном ритуале встречается в Новом Завете, в книге «Деяния святых апостолов», где описывается погребение святой Тавифы, ученицы апостола Петра, и о трёхдневном бдении апостолов у гроба Божьей Матери[13].
Рассказы отца истории Геродота о похоронных обрядах скифов с огромным количеством жертвоприношений людей и животных подтверждаются раскопкой курганов на Юге России. Рассматривая погребальные обычаи скифов, когда на могилах царей лишалось жизни большое количество преданных им людей (пятьдесят лучших наездников), надо помнить, что скифы глубоко верили в бессмертие души, но благодаря языческим верованиям полагали, что с покойниками необходимо отправлять на тот свет всех самых близких людей. Для самих убиваемых смерть эта считалась почетной, и шли на неё с радостью. Это была истинная преданность своим повелителям и «на живот и на смерть». Благодаря этой беспредельной преданности своим вождям, древние славяне и одерживали столько славных побед и потому считались непобедимыми[65, с. 28].
Исследование погребального обряда до начала XX века осуществлялось в рамках русской этнографической науки и было направлено преимущественно на изучение самой обрядовой формы как части народного миросозерцания.
Среди трудов этого времени выделяется объёмная и уникальная по своему содержанию работа Костомарова Н.И., посвященная изучению домашней жизни и нравов русского народа XVI - XVII веков[50]. Автор впервые включает сведения о похоронных обрядах в сборник
12
этнографических очерков, при этом сравнивает временные и ритуальные различия зимних и летних обрядов погребения русских.
Существенным достижением второй половины XIX века является исследование А.Н. Минха по собиранию народных традиций Саратовской области, написанное в 1861 - 1888гг.[64]. Не останавливаясь на известных похоронных и поминальных обрядах, А.Н. Минх приводит некоторые обычаи, характерные в основном для Аткарского, Саратовского, Хвалынского уездов и немецких колоний Саратовской губернии.
Наибольшую ценность представляет собой замечания автора о музыкальной стороне погребальных и поминальных обрядов, которые подтверждают наличие как традиционных народных плачей и причитаний по умершему, уходящих своими корнями в язычество, так и духовных стихов, главенствующих в современном погребальном обряде Саратовского Поволжья. Последним посвящен раздел «Апокрифические сказания», подтверждающий значительное распространение духовных песнопений на территории Саратовской губернии: «Во многих селениях Саратовской губернии, как у русских, так и у мордвы, распространены рукописные апокрифические сказания, которые крестьяне чтут наравне со священными книгами, а некоторые носят при себе, веря в их чудодейственную и целебную силу «от всякой напасти». Многие заучивают их наизусть и убеждены, что эти списки сняты с рукописей, полученных свыше»[64, с.85].
В 1873 году С. Карпов делает первый обзор поминальных дней у древних и современных народов[46].
В этом же году попытку научной дифференциации погребальных обрядов предпринимает Императорское русское географическое общество, публикуя статью «О существенных и второстепенных признаках народности могильных насыпей»[79]. В ней выявлены признаки, составляющие общую принадлежность всех языческих
13
народов, а также восстановлена хронология появления названий захоронений от начала нашей эры.
Значительный интерес представляет работа по собиранию обычаев, обрядов, преданий, суеверий и поэзии русского народа, проведённая М. Забылиным и изданная в 1880г.[40]. В разделе «Случайные и частные празднования»(Ш ч.) описаны похоронные обряды разных народов с древнейших времён до конца XIX века. Достаточно подробно приведён обряд погребения царственных особ на Руси, значительно отличающегося по продолжительности от традиционного крестьянского.
Автором даны пояснения, почему поминают покойного на 3, 9 и 40 дни с точки зрения христианства и с точки зрения физиологии: «Чаще всего поминали три раза. Это совпадало с переменами, которое испытывало тело в гробу: на третий день изменялся его образ, на девятый - распадалось тело, на сороковой - истлевало сердце. Это троекратное поминовение совпадает и с верованием о путешествии души на тот свет: на третий день ангел Господень приводит душу на поклонение к Богу. В этот день начинается её путешествие с ангелом, который показывает блаженство рая и муки ада. В девятый день ей даётся отдых: душа, сохраняя ещё земные привязанности, слетает то к дому, где жила с телом, то к гробу, где лежит тело, в котором была заключена. Душа добродетельная посещает место, где она «имеяши обычай делать правду». Тогда же душе грешной ангел указывает те места, где она согрешила. Наконец, в сороковой день ангел приводит её снова к Богу и тогда ей назначается место по заслугам»[40, с.347].
Как повсеместно бытовавшие, упоминаются причитания в доме покойного, а также обычай нанимать «профессиональных» плакальщиц на похоронах члена богатой семьи: «Для большей церемонии богатые и знатные нанимали плакальщиц, которые пели по бокам и впереди похоронного шествия, с распущенными волосами и искажёнными
14
лицами. Они вопили, громко вскрикивали и заливались в причитаниях. Все сопровождающие гроб шли с зажжёнными свечами, обвязав платками головы»[40, с.349].
М. Забылин также обращается к проявлениям двоеверия в поминальных обрядах русских, отмечая то факт, что обычай поминовения существовал и во времена язычества, и потому к нему примешивались и посторонние обряды, не одобряемые церковью. Так преподобный Феодосии запрещал собирать обеды и ужины по усопшим, класть на кутью яйца и ставить воду (вероятно, яйца и вода были символами древнего языческого поминовения).
Далее автор прослеживает взаимосвязь обрядов опускания (или сжигания) умершего в лодке и отправления мёртвого «в иной мир» на санях. Память о похоронах такого рода сохранилась в древних погребальных обрядах, а также в рукописном рисунке XIV века к описанию жития св. Бориса и Глеба. По указанию этой рукописи, мощи святого Глеба везут из Вышегорода в Киев на санях. Тело святого Равноапостольного Владимира сын его, Святополк, также кладёт в сани. Киевский летописец, говоря о поучении, которое писал своим детям Владимир Мономах, замечает, что он писал его, «сидя в санях», т.е. перед смертью, на смертном одре[40, с.358].
В этой же работе встречается пример временных различий проведения погребального ритуала в разное время года. В частности, летом русские старались захоронить покойного в течение суток ввиду большой занятости, но зимой хоронить не спешили: ставили усопшего в церковь, где духовенство служило литургию и панихиду. Земле придавали лишь на восьмой день.
Таким образом, М. Забылин включает в этнографическую работу значительные сведения о погребальном обряде, причём не только фактологический, но и исследовательский материал.
15
В 1883 году в печати появляется публикация Я. Генерозова, в которой автор на основе анализа поэтических текстов заплачек, причитаний и духовных стихов исследует народные представления русских о загробной жизни [24].
В это же время продолжают выходить работы уже охарактеризованной выше археологической направленности, накапливающие материалы о древних славянских захоронениях. Так в конце XIX века публикуются записки Императорского Русского Археологического Общества «Об исследовании курганных древностей на территории Новгородской и Псковской областей, проведённых Рерихом и Глазовым в 1899 - 1900г.г.», дающие возможность ознакомиться с типами захоронения славян с X века н.э. и ранее[42]. Здесь же высказывается предположение возможного перехода от курганного захоронения к могильному; выдвигается теория о более древних захоронениях славян, которыми возможно являлись поля урн, найденные на территории расселения древних славянских племён.
Начало XX века отмечено выходом в свет замечательной книги поэта, прозаика, переводчика, этнографа и собирателя фольклора А.А.Коринфского[49]. Объёмный собирательский труд представляет собой свод сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Особый интерес представляет XIII раздел «Загробная жизнь», в котором через народные пословицы, поговорки и духовные стихи высвечивается весь спектр отношений русского народа к телесной смерти и духовному бессмертию, к основополагающей для русского человека традиции поминовения предков.
Первое десятилетие прошлого века завершается публикацией полемической статьи И.В.Баженова «Жечься или в земле тлеть?», опубликованной в Костромских епархиальных ведомостях[4].
В 1914 году в Казани печатается фундаментальный трехтомный труд А.Н.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»[3].
16
Автором предпринимается попытка обобщить значительный пласт народного поэтического творчества, весомую часть которого составляют поверья русских относительно похоронных обычаев и обрядов.
Десятилетия материалистической советской идеологии ставили неофициальный запрет на изучение погребального обрядового комплекса, благодаря чему систематические публикации на эту тему возобновились только лишь в 60-е годы.
Исключением стала книга «Радз1м1Ч1», открывшая качественно новый этап в изучении погребальной обрядности славян, вышедшая в 1932 году в Минске и принадлежащая перу выдающегося исследователя русской истории и культуры Б.А. Рыбакова[99]. Автор, исследуя историю проблемы, делает выводы о том, что современный обряд ингумации (труположения в могилу) сформировался примерно в IX-XI веках до принятия христианства на Руси, однако «пережитки трупосожжения в виде ритуальных костров на месте будущей могилы сохранились вплоть до конца XIX века»[99, с. 123]. В последующих своих трудах Б.А. Рыбаков продолжает изучение славянских этнокультурных традиций. Так в работе «Язычество Древней Руси»[100] исследователь рассматривает эволюцию погребального обряда славян, начиная с VII-III веков до н.э., и разные формы похоронной обрядности (погребение скорченных трупов, захоронение урн с прахом, ингумация), свидетельствующие о существенных переменах в осознании мира праславянами.
Правомерной является трактовка автором тризны не как поминального пира по умершему, а как особых боевых игр («ристаний»), призванных отгонять смерть от оставшихся в живых. Доказательно объясняются Рыбаковым Б.А. ошибки исследователей в толковании слова «столп» и неверных попытках реконструкции этого погребального сооружения. Археологические открытия «изб смерти» -небольших деревянных срубов с остатками трупосожжений —

17

Книгу можно заказать здесь

 
Форум » Немецкие кладбища » История » Погребальные духовные стихи Саратовского Поволжья (как открытая полистилевая жанровая система)
Страница 1 из 11
Поиск:

Copyright MyCorp © 2017 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz