Баку и немцы. 1877 - 1879 годы. 1877 год стал знаменательным для лютеран Баку. 9 марта 1877 года, на основании благосклонного соизволения его Императорского высочества Наместника на Кавказе Князя Михаила, бакинский губернатор разрешил обществу жителей Баку Евангелическо-Лютеранского исповедания провести выборы председателя и членов в состав Церковного совета для устройства Кирхи и начальной школы. 3 апреля было сообщено, что согласно Устава Евангелическо-Лютеранской Церкви, выборы последуют 17 апреля в 11 часов в зале Благородного собрания. Тогда собралось 58 жителей г. Баку, исповедующих лютеранскую веру и в присутствии Вице-губернатора барона Брюггена, избрали Председателем церковного совета евангелическо-лютеранской общины г. Баку - статского советника Николая Федоровича Толя и членами - инженера-технолога г. Фердинанда Лемкуля, зав.машинным отделением Т-ва бр. Нобель г. Сангрень, аптекаря Карла Эйхлера, владельца механического завода г. Отто Ленца, г. Готлиба Ципе, г. Рихард Зорге.
Лютеранство за Кавказом получило распространение в начале 20-х годов XIX века, после переселения и образования немецких колоний на земле Азербайджана в Еленендорфе (Ханлар) и Анненфельде (Шамхор). Их жизнь вращалась вокруг веры. Посещение богослужения для колонистов было праздником. Не посещали его только больные. Каждый шел в церковь с книгой гимнов, пением которых сопровождалось богослужение В 1854 году в Еленендорфе был заложен первый камень церкви Св.Иоанна. В камне хранятся данные о событиях из жизни колонии и коллекция русских монет разного достоинства. 10 марта 1857 года было освящение церкви, которое сопровождалось грандиозным салютом. В Аненфельде кирха была построена и освещена в 1911 году. Колонисты во все годы своего существования на Кавказе стремились сохранить свою независимость и самостоятельно определять внутреннее устройство своей братской общины. Что касается религиозной жизни, то это им удалось. Уже с того периода они непосредственно подчинялись не Евангелическо-Лютеранской Генеральной консистории, а образованному в 1810 году Главному управлению иностранных исповеданий, которое в 1817 году вошло в состав в Министерства духовных дел и народного просвещения России, а после реорганизации в 1824 году - в состав Министерства народного просвещения. До конца своего существования - 1937 года они были объединены в единый Закавказский евангелическо-лютеранских округ немецких колоний.
Лютеранская община г. Баку подчинялась Евангелическо-Лютеранской церкви России (ЕЛЦР) и ее единому уставу, который был утвержден Российским императором Николаем I в 1832 году (он одновременно являлся главой лютеранской церкви). Основной единицей внутреннего устройства церковной организации был лютеранский приход или община. Членами евангелическо-лютеранской общины могли быть только лица, исповедующие лютеранство, основанное на пророческих и апостольских писаниях Ветхого и Нового Заветов и признававшие своими символическими книгами апостольский, никейский и афанасьевский символы веры и неизменное Аугсбургское исповедание. Лютеранская церковь представляет собой демократичное сообщество людей, в котором Высшая церковная власть принадлежит общему собранию прихожан, созываемое 1 раз в год или чаще. Постоянным исполнительным органом является коллегиум (церковный совет). Отличительным от других исповеданий было то, что во главе общины стояло светское лицо – председатель (президент), а не пастор, который был обязательным членом церковного совета. Президент и коллегиум избирался собранием прихода.
Лютеранским пастором мог быть мужчина не моложе 25 лет, окончивший курс богословских наук в университете и выдержавший экзамены. Он должен быть крещенным, конфирмированным (сознательное подтверждение обетов и первое причащение), знающий не менее трех языков (немецкий, латинский, греческий, а позже и русский), выдержавший испытания по догматике, символике и гомилетике, а также знающий христианские истины и церковно-лютеранский устав. Пастор должен иметь приятный голос и внешность. Таким, образом, лютеранские пасторы были высокообразованными и интеллектуальными людьми. При совершении богослужения и в торжественных случаях пасторы носили особое одеяние: широкий талтарь из черной материи (сшитый наподобие хорального одеяния), белый воротничок с висящими вперед концами и бархатный берет средневекового покроя, который одевался только на открытом воздухе.
В обязанности пастора или проповедника входило: совершать богослужения и частные требы, произносить два раза в неделю - по средам и воскресеньям - проповеди, наставлять догматам веры и нравственности, участвовать в административном управлении религиозной жизнью прихожан и в заведовании церковно-приходским имуществом.
По уставу ЕЛЦ пастор получал казенное жалование и помимо этого, - доходы от проведения духовных треб (венчание, крещение, конфирмация, похороны и т.д.), которые являлись частными. Число проповедей колебалось от 100 до 500 в год. В отличие от католических патеров, лютеранский пастор назначался по выбору прихода, поэтому возможность улучшить свое положение зависела только от его личных качеств.
В шестидесятые годы было образовано армянское лютеранское общество в Шемахе, а позже и в Баку. Но количество армян-протестантов на Кавказе было значительно меньше армян-католиков. История принятия армянами других вероисповеданий будет рассказана нами отдельно.
В январе 1878 года русско-турецкая война закончилась заключением мирного договора. Надо отметить. что во время этой войны Германия внешне выражала дружескую политику к России, но упорно хранила молчание, что сразу же отразилось на отношении к немцам.
В 1878 году бакинцы дождались давно желаемого дня введения городового положения, видя в нем залог будущего развития и обновления городского общежития. Много надежд и упований возлагалось на него. Городская реформа 1870 года имела цель поднять хозяйство городов и привлечь к управлению ими крупную финансовую и торговую часть населения. На этот раз прежние сословные думы заменялись всесловными городскими учреждениями местного самоуправления. Эти органы являлись представителями не всего городского населения, а лишь незначительного класса. Правом выбора в городскую думу имели лица, достигшие 25 лет и владевшие недвижимой собственностью, обложенной оценочным сбором, владельцы промышленных и торговых предприятий и купцы, вносившие городские сборы. Выборы проходили по трехклассной избирательной системе, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов.
Члены распорядительного органа (Городская дума) избирались на четыре года и назывались "гласными". В состав первой думы вошло 36 христиан, из них только 5 русских, в числе которых был и молоканин Павел Тимофеевич Никитин. Остальные - армяне, среди которых братья Лалаевы (Лалаян), Нерсес Красильников (Неркарарян), Артемий Мадатов и др. Среди 36 мусульман известные и сегодня : Аджи Баба Ашумов, Дадаш Бек Сафар-Алиев, Ага бек Аджи Гейбат Кули Бек оглы Селимханов, Аджи Усейн Али Бек Ханларов, Гаджи Зейнал Тагиев, Аджи Ших Али Дадашев, Гаджи Абдул Салам Бек Гаджинский и др. Около 40 гласных не умели ни читать, ни писать.
Городская дума в свою очередь избирала исполнительный орган - городскую Управу. В Баку управа состояла из 3 человек под председательством Городского головы, который одновременно был и председателем Городской думы. Дума и управа подчинялись Губернатору. 1 января в Баку было создано Губернское по городским делам присутствие, в состав которого входили: Председатель в лице губернатора, вице–губернатор, Управляющий Казенной палатой, прокурор окружного суда и городской голова. Они и рассматривали жалобы по поводу незаконности определений городского общественного управления.
8 января в 12 часов дня в присутствии Начальника губернии, генерал- майора немца В.М.Позень, вице-губернатора, следователя по особо важным делам Н.Г.Пигулевского, всех гласных и многих посторонних лиц, состоялось открытие Бакинской Городской думы. Для этого было снято помещение на верхнем этаже дома, где располагалось полицейское управление. По этой причине и улица получила название – Полицейской (Ю.Мамедалиева). Помещение было тесным и сразу возникли разногласия о месте для представителей газеты.
Вначале зачитали разрешение Наместника Кавказского ввести городовое положение, списки гласных всех трех разрядов, а затем началось торжественное молебствие, освящение помещения Думы и приведение к присяге гласных. Православных привел к присяге протоирей настоятель Бакинских церквей Сергей Ляпидевский, мусульман - молла, армян - армянский духовник.
14 января 1878 года состоялось первое заседание городской думы, на котором присутствовало 60 гласных. По описанию "Бакинских известий", 50 из них "разом говорили", создавая невообразимый шум. Бакинский 1-й гильдии купец титулярный советник, немец Александр Теодорович фон Вэлькэ в этот день явился в Думу с несколькими томами свода законов под мышкой. Дело в том, что он тоже претендовал на избрание в гласные, но по какой-то причине, в расклеенных на каждом углу города избирательных списках, его фамилия отсутствовала. Он написал жалобу на "неправильность выборов", которую и должна была рассмотреть дума на первом своем заседании. Он надеялся ссылками на закон доказать свою правоту. Но так как большинство гласных плохо или вообще не понимали русский язык, а переводчик отсутствовал, жалобу фон Вэлькэ вообще не зачитали. По этой причине никто из присутствующих так и не понял, что он просит и чем мотивирует свою просьбу и при голосовании признали его жалобу, "как не заслуживающую внимания".
Первое заседание привело к судебному разбирательству думы с газетой, которая сообщили о том, что гласные были представлены в "безобразном виде и никем не было высказано мысли, над которой стоило остановиться".
Головой Управы избрали Иосифа И. Джакели, членами Сафар-Алиева и Х.Айвазова. Последний вскоре отказался от этого места. Одновременно к должности члена избирался кандидат на это же место, которое он заменял в случае досрочного прекращения своих обязанностей членом управы.
11 марта городская дума предложила г. фон Вэлькэ стать кандидатом в управе, но он отказался и изъявил желание, в случае согласия думы, отправлять должность члена управы безвозмездно, участвуя в делах сложных и важных. Но дума поблагодарила его и отклонила просьбу. Газета недоумевала: "Почему же людей, которые в любом отношении выше теперешних членов Управы, желающих трудиться на пользу общества безвозмездно, отклоняют?!". В управу от армян был избран Хр. Антонов.
14 марта 1878 года на Кавказ опять приехал представитель грандиозного американского предприятия г. Твельде. После знакомства с описанием закавказской местности , представленного инженером фон Кошкулем и профессором Менделеевым, посетивших в 1876 году Америку, он проявил огромный интерес к бакинским нефтяным источникам и в 1877 году приехал с предложением построить нефтепровод, чтобы отправлять нефть в Европу, Азию и Африку. Наши нефтепромышленники пришли в движение и начали хлопотать, чтобы правительство не выдавало им никаких привилегий. В то время "наших" представляли татары, армяне, чухны, русские, шведы, немцы, поляки, французы и др. представители. На имя Совета Императорского Технического Общества в Санкт-Петербург была послана телеграмма от Нобеля, Ленца, Вэлькэ, Смольникова и др. о недопущении американцев, так как это убьет в зародыше нефтяное дело, которое нельзя передавать от откупщиков- монополистам. На это раз г. Твельде и Бодиско стали добиваться утверждения проекта нефтепровода, который соединил бы бакинские нефтяные источники с портами Черного и Азовского морей. Но опять нефтепромышленники выступили против, считая, что это может погубить русскую нефтяную промышленность. На этот раз они получили правительственную поддержку. 1 ноября 1878 года проект Твельде был отклонен. Разрешение было получено Нобелями. Тогда же возник план строительства Каспийско-Черноморского пароходства и началась подготовка к встрече первого судна "Зороастр", который вел капитан Шваненберг. Наступала новая эра в промышленности города.
Три месяца как закончилась война. Город Баку распускался, как цветок весной. За эти годы он вырос и заселился. Наружный вид зданий достаточно чистый, улицы широкие. В связи с тем, что встал вопрос о мощении Набережной, Михайловской и Ольгинской улиц, аробщикам запретили по них езду. А пока для уменьшения пыли улицы стали поливать нефтяными остатками. Норд - этот благодетель Баку, очищал и вентилировал воздух.
Набережная, рынок и улицы были усеяны лавками, всякого рода коммерческими заведениями и кишат торговым людом. Прекрасная пристань, персидская мечеть в виде сахарной головы, различные бани – все это напоминало город Южной Европы. Но практически отсутствуют сады и зелень. Часовой мастер немец Антон Шмидт настойчиво предлагает построить на середине Колюбакинской площади солнечные часы, но, как бы сказали сейчас: "спонсоров не нашел!"
По мнению Роберта Нобеля "постоянное процветание города можно сделать только при условии развития фотогенной промышленности, которую надо лелеять, как ребенка, чтобы она выросла и могла бы доставить, то, что она может доставить при свободном и правильном развитии своем". На большом фотогенном заводе Нобеля, кроме шведов (А.Склинт, Гарстрем, Якобсон), работали немцы А.Лотер, Фрейбераг, Зейферт, русский Е.Зотов и мусульманин Багир-Гасан Абу Талыб. Лев Дебур решил завести свое личное паровое судно. Полковник Бурмейстер очень скрупулезно при проведении буровых работ ведет журналы, составляет карты и отбирает образцы камней.
Жизнь шла своим чередом. Лютеране собирались в переулке, который и получил название Лютеранского (пер. Лермонтова). По имеющимся архивным документам нами установлено, что уже в 1870-71 годах в Баку проходило крещение, конфирмация и отпевание усопших по лютеранскому обряду. 2 мая 1878 года Лютеранское общество Баку начало длинный путь к строительству своего храма, Члены Бакинского Евангелическо-Лютеранского Совета Лемкуль, Мейер, Эйхлер, Ленц, Цинне и др. обратились в Городское управление с прошением: "На Бакинском Евангелическо-Лютеранском Совете лежит обязанность ходатайствовать о приобретении участка земли в г. Баку под постройку молитвенного дома вместе со школой, в чем Бакинское Лютеранское общество встречает крайнюю нужду, а потому Церковный Совет в полной надежде, что Бакинская городская Управа отнесется с сочувствием к такому благому делу, имеет честь покорнейше просить распоряжение Управления о бесплатном отводе для означенной надобности участка городской земли на Северной стороне крепостной стены, в месте между зданием Провиантского магазина и лавками Гаджи Зейналы Тагиева, где окажется возможность в пространстве трехсот квадратных саженей". В данном прошении шла речь об участке, где в настоящее время расположена Городская исполнительная власть. Согласно повестке дня заседания городской Думы, 19 июня в 7 часов вечера должен был рассматриваться вопрос о разрешении Бакинскому Евангелическо-Лютеранскому Церковному Совету отвода места, но из-за "неприбытия законного числа гласных", заседание не состоялось. Не смогли они рассмотреть доклад по этому вопросу ни 21 июня, ни 27 июля, ни 14 августа 1878 года.
Ю.Шефферлинг в 1878 году поступил в Варшавскую консерваторию. Он был из небогатой семьи и не имел средств для учебы. Его мама Э.Е. Шефферлинг проводила химическую чистку шляп. Зная об этом, Эстеррейх организовал в его пользу очередной благотворительный концерт. Простая благотворительность стала вызывать трезвые мысли: "чтобы помочь человеку, нужно давать не разжеванный кусок хлеба для утоления голода, не свое старое платье для прикрытия наготы его тела, а дать возможность ему самому заработать и кусок хлеба, и платье".
Начались гулянья в Михайловском саду, который при освещении иллюминацией, бенгальскими огнями и фейерверком имел фантастический и волшебный вид. Там играло два оркестра, выступал хор песенников и шли акробатические представления.
В заведении св.Нины готовились к праздничному первому выпуску Бакинской женской гимназии. Благодаря незабвенному губернатору Д.С.Старосельскому, ее закончили 5 воспитанниц - Шевченко, Алекспольская и др.
Был создан Комитет по сбору пожертвований на приобретение морских судов добровольного флота, состоящего под покровительством Наследника Цесаревича, в состав которого вошли наряду с начальством и председатель Бакинского Меджлиса Шиитского толка Ахунд Гаджи Мола Джеват. Среди пожертвователей - капитан 1 ранга Каспийского Флотского экипажа А.С.Эсмонт и П.И Вальд. В Баку новый вице-губернатор - с.с. Иосиф Августович Бениславский.
С началом весны бакинские дельцы отправлялись в России и нанимали там девушек в качестве продавщиц лимонада и пр. По дороге девушки успевали задолжать своим проводникам. По приезде в Баку у них отбирали паспорта и платье. Город незнакомый, жить не на что, и "они идут проторенной дорогой разврата и позора в дома терпимости, которыми кишит завокзальная часть города". Некоторым удается вырваться и тогда этим вопросом занимается окружной суд.
10 сентября энергичный фон Вэльке вносит в думу ходатайство о разрешении ему проложить в Баку конно-железную дорогу для перевозки товаров и пассажиров, со сроком постройки в 18 месяцев. Чтобы сделать этот проект доступным для понимания всех, он отпечатал условия в виде брошюры на двух языках (русском и фарси) и разослал их гласным. Его предложение вызвало бурю среди промышленников и даже образовалась партия, которая стала тормозить это полезное дело. Начались сводиться и личные счеты. Некоторые считали, что город сам, без Вэлькэ , может построить эту дорогу. Дума очень долго не могла приступить к этому проекту: либо нельзя было собрать нужное количество гласных (как сейчас бы мы сказали - кворум), либо на заседании царил такой "базар", что решать даже не очень серьезные вопросы было невозможно. Наконец-то 22 ноября были открыты чтения прошения Вэлькэ, которые длились до 11 декабря. В итоге многие, в том числе и Тагиев, высказались против и сделали такие предложения, на которые не мог согласиться г. Вэлькэ". "Бакинские Известия" не считали, что это связано с тем, что Вэлькэ – немец. По их мнению, "сделай это предложение не Вэльке, а Иванов, результат был бы тот же, так как в Баку ни одно полезное начинание не проходит без препятствий".
Началась плаксивая осень и все стали застревать в непроходимой грязи. По некоторым улицам невозможно было ходить, а когда проезжал экипаж, то из уличных болот распространялась дикая вонь. Газета сетует: "В Европейских городах, чем человек состоятельней, тем чище у него дом, и двор, и улица. У нас наоборот. Нельзя пройти мимо дома Мирзоева, где гниет копченная рыба. Постоянно Карапета Лалаяна привлекают к штрафу за неисправное содержание тротуаров вокруг все еще строящего дома, но что для него составляют 10-20 рублей!"
Гласные постепенно прекращают посещать заседания думы, что объяснялось с одной стороны непониманием значения общественной службы, а с другой - незнанием языка. Пробовали уже разные варианты: проводить заседания на татарском с переводом на русский и наоборот. После получения разрешения из Бакинского Жандармского управления, где гласный Дадаш-бек Сафар Алиев служил переводчиком, этим занимался он. Но ничего дельного из этого не получалось и только осложняло работу думы. Постановили: "письмоводство вести на русском, а прения на любом языке, по удобству говорящего. Пусть звучат все языки. Ведь нужно много лет, чтобы все были в состоянии высказывать свои мысли и суждения на русском!". Но тут возник главный вопрос: "Законодательство ведь не сделало никаких постановлений по этому вопросу, так на каком же языке говорить в Думе?"
Новый 1879 год город начался маскарадным вечером, на который публику допускали только в масках и приличных костюмах. Тоска и скука заедает бакинцев. Нет ни мест гуляний, ни развлечений, ни увеселительных заведений. Публика мало избалована и не знает куда деваться.
Высокое эстетическое насаждение доставили концерты профессора Московской консерватории А.Д.Бродского и И.С Пашковского, но это тогда было большой редкостью. Кроме того, "публика не знает простых правил приличия и непреложных правил во время самой игры. Во время Колыбельной песни, когда нужно слушать, притаив дыхание, входят супруги содержателей магазинов с длинными шлейфами и начинают поиск своих стульев, а в последних рядах слышатся вздохи и стоны от избытка пропущенной горькой". "Бакинские известия" учат: "надо прийти заранее, сесть на свое место и слушать. Если же дамам желательно быть на концертах для того лишь, чтобы показать новые наколки и новые платья, а кавалерам - скрипучие сапоги или же в неурочный час отправится в буфет, чтобы пропустить горькую, то таким особам надо зарубить на носу - Это неприлично!"
Не оправдались надежды на Думу - крики и ругань стоят там. Это объясняют тем, что многие старались попасть туда прежде всего из корыстных целей. В этих выборах большое значение сыграло родство, знакомства и солидарность интересов.
Но после первых заседаний они убедились, что при многочисленной гласной коллегиальности ожидать личной выгоды нет оснований. И прекратили посещать заседания, что привело к тому, что из-за недостаточности гласных невозможно было решить необходимые вопросы. В январе вместо заболевшего Иосифа Джакели, проживавшего в доме Дадашева на Набережной, временно исполняет должность бакинского городского головы поляк д.с.с. С.И.Деспот-Зенович и барон Орест Де-Монфор. Вместе с последним в губернаторском управлении служит его брат - Александр Де-Монфор.
В феврале 1879 года Церковный Совет лютеранской общины повторно обращается с прошением выделить участок на том же месте, либо, в случае невозможности, отвести место на Восточной части Татарского кладбища, напротив тюремного помещения (район дома «Монолит» и выше). Уже в 1859 году там прекратилось захоронение мертвых, но многие семьи еще посещали родственные могилы. Согласно генеральному плану развития Баку, составленному в 1878 году, на этом месте, вдоль крепостной стены, предполагалось построить ремесленные ряды, а площадь напротив тюремного помещения использовалась для торговых операций по сбыту подвозимых в город продуктов. В связи с этим, городская управа предлагает Церковному Совету выбрать другое место. 28 июня 1879г. и.д. председателя Ф. Лемкуль и члены Церковного совета К.Эйхлер и О.Ленц. опять посылает прошение: "Так как лютеранское общество увеличивается и потребность в молитвенном доме и школе становится ежедневно ощутимее, то пусть выделенный участок будет в другой местности, но не слишком далеком от центра города пространстве и не менее 500 кв. саженей". По воскресеньям члены лютеранского общества посещают богослужения, где в молитвенном доме слушают проповеди Германа Ханзена, студента Дерпского (Юрьев, Тарту) университета. Из сохранившихся церковных метрических книг от 1879 года видно, что крещение часто проводилось на дому.
24 февраля в Швейцарии умер бывший Наместник на Кавказе генерал Барятинский. Искренне сожалея об этом, городская дума послала сочувственную телеграмму его жене и назвала одну из улиц его именем.
13 мая состоялось открытие Бакинского отделения Императорского Русского технического общества (БОИРТО), которое насчитывало 122 члена. Среди них были и прихожане лютеранской общины Л.М.Дебур, Альберт Лотер, Роберт Карлович Миллер, Иван Петрович Сандгрень, Вильгельм и Карл Эйхлеры, фон Вэлькэ, И.А Штейнман, управляющий Сабунчинским отделением Т-ва Бр Нобель А.Бурмейстер, Г.Лист и др. Известный изобретатель пульверизатора для нефтяного отопления О.Ленц успешно продолжает опыты по применению нефтяных остатков в топке паровой машины.
В Баку бывает только три времени года - лето, осень и зима. Весну никто никогда не видел, так как после зимних месяцев сразу же начинается жара, и солнце печет почти до октября.
Городской сад – это единственное место, где Бакинская публика находит летом себе убежище от духоты и жары. Известный ботаник, В.Е.Эйхлер заведует Михайловским парком и лучше его едва ли кто смог бы управлять устройством парка. Он лично работает в саду, следит за каждым цветком и поэтому в этом году там было встречено множество растений, которые прежде никогда не произростали в нем. Он открыл новые виды растений, два из них описал в немецком ботаническом журнале и ученые их назвали Tulipa Eichleri u Bulbucodium Eichleri. Тюльпан - цветок одиночный, чашевидной формы, диаметром до 5 см и высотой до 40 см, имеет ярко красный цвет с ослепительно черным дном, а спинка цвета слоновой кости. В 1993 году в Азербайджане была выпущена марка с изображением этого удивительного цветка. И еще один тюльпан Эйхлера - розового цвета. Кроме того, он нашел в саду хлебное дерево, которое растет только в тропическом поясе. Его труды почти не вознаграждались, ибо жалование в 600 рублей по тем временам было ничтожно.
Одновременно, как магистр химии и фармации, Эйхлер занимается вопросом восстановления серной кислоты из отходов после очистки фотогена и получил удачные результаты в лабораторных условиях. Эйхлеры – потомственные аптекари.
Основатель рода в России Христиан Христиан Эйхлер, саксонский уроженец, служил в аптекарском приказе Москвы с 1670 года и все большое семейство проживало во дворах Немецкой слободы, близ новой лютеранской кирхи. В их роду все были врачами и аптекарями. Поэтому не удивительно, что еще в 1840 годах старший брат Вильгельма, Карл держал аптеку в Шемахе. В Баку аптека Эйхлеров располагалась на Губернской улице (с 1925 года - Физули, с 1962 – Низами).
Местные любители музыки снова устроили благотворительный концерт в пользу ученика Варшавской консерватории Ю.Шефферлинга, приехавшего на летние каникулы.
Горожане жалуются на пушку, которая возвещает жителей о наступлении полудня. Ранее она стояла в крепости, но Тагиев жаловался, что его дом дрожит при выстрелах. Решили перенести на Набережную, но теперь стали биться стекла в помещении телеграфа и канцелярии губернатора и его дома. Тогда перенести ее подальше на Баилов мыс.
Приток немцев в Баку продолжается. Газета постоянно печатает объявления об их предложениях работать боннами в семьях, либо обучать детей немецкому языку. В Баку появилась госпожа Вальде. Имея диплом, она занялась подготовкой детей во все учебные заведения.
Малороссы (украинцы) отмечали 18-тую годовщину смерти поэта Тараса Шевченко и поддержали намерения исполнить его "Заповит" и перезахоронить тело с Санкт-Петербурга "на Украину мылу". Молокане собирались в доме Коноплянкиных, расположенного возле Молоканского сквера, который в 1878 году был переименован в честь Императрицы в Марьинский сад (с 1925 года сад 9 января, с 1991 - сад Хагани).
На Милютинской, в доме Дадашева расположилась гостиница "Кавказ", а в новом доме Лалаева на Колюбакинской площади гостиница "Германия". Рядом на углу Михаиловской и Ольгинской, в Великокняжеском проезде открылась гостиница "Европа".
Со всей остротой встал вопрос о канализации, так как отсутствие городских канав сделали многие места города подобно Авгиевых конюшен. Особенно это проявлялось вокруг молоканского сада и большой площади за ним, в темных рядах (т.е. крытый ряд лавок и мастерских), вокруг крепости и на старом мусульманском кладбище. Была создана комиссия по ассенизации города, которую возглавил полковник А.фон Бурмейстер. В ее состав вошли С.Тальгрен, капитан-лейтенант К.А Ирецкий, архитектор К.А.Лауданский, губернский архитектор П.П.Залесский и, по Черному городу, неутомимый фон Вэлькэ.
2 апреля было совершено очередное покушение на Императора Александра II. Во всех церквях и мечетях шло молебствие во его здравие.
18 мая 1879 года было учреждено "Товарищество нефтяного производства Бр.Нобель", которое вскоре стало одной из крупнейших нефтепромышленных фирм мира.
Сегодня наше общество только в начале пути к пониманию и оценке того, что сделала семья Нобель для мира и в частности, для Азербайджана. Деятельность Нобелевских предприятий преподала нам бесценный урок цивилизованного хозяйствования. Они, не ссылаясь на обстоятельства, здесь, на нашей земле, в привычных условиях, при наших традициях и повадках, сумели организовать разумную систему производственных отношений, конкурентно-способную экономику и получение высококачественных продуктов. Если Ленину приписывают "электрификацию всей страны", то Нобели вместо русской лучины действительно дали свет народу. И на сегодняшний день для многих регионов керосиновая лампа является единственным источником света в этой жизни.
Интерес иностранцев к бакинской нефти не ослабевает. В феврале город посетил корреспондент газеты "Дейли ньювс" Егмонд О.Гевот. Из Америки приехал предприниматель Эмери, но, к сожалению, подробных сведений об американской нефтяной промышленности нельзя было получить, так как г. Эмери по-немецки говорил плохо и кроме английского не знал других языков". Прошло время и сейчас звучание немецкого языка можно услышать, пожалуй, только на богослужениях в нашей Церкви. Катастрофически быстро теряет свое значение и великий русский язык, так как большая часть молодежи учит английский...
14 июня произошло значительное события для города - была открыта Балахано-Сабунчинская железная дорога. Мы не имеем права не отметить еще одну дату этого года. 18 декабря в маленьком уездном городке Гори, бывшей резиденции грузинских царей на Кавказе, в семье сапожника Виссариона родился мальчик Иосиф Джугашвили, который позже превратился в Сталина, работал в «Т-ве Бр.Нобель» и стал родственником немки Марии Маргареты Айхольц (1785-1845). Вдова, крестьянка из деревни Вольфзюльден (Вюртемберг, близ Людвигсбурга) со своими двумя детьми – дочерью Катариной (1808 г.) и сыном Якобом (1811-1869) переселилась в 1817 году в немецкую колонию Елисаветталь (Ассурети). Дочь Якоба - Магдалена вышла замуж за владельца пивоварни Евгения Федоренко. У них было 9 детей, которые получили крещение в Евангелическо-Лютеранской церкви Елисаветталя, построенной по проекту архитектора Н.Зальцмана и освященной 26 августа 1871 года обер-пастором Рооз и пастором Шренком. Младшая дочь Ольга (1875-1951) сразу же после конфирмации, вышла замуж за Сергея Яковлевича Аллилуева (1869-1945). Они жили в Тифлисе и там, в 1901 году у них родилась дочь Надежда, которая в 1918 году стала женой грузина Иосифа Виссарионовича Сталина. Ленин, отмечая ее "скромную манеру поведения и прямоту" считал эти черты типично "швабскими". Ленину можно доверять, так его бабушка Анна Григорьевна Бланк, в девичестве Гросскопф, также происходила из швабской немецкой состоятельной семьи лютеранского вероисповедания. Возможно, именно эти моменты биографии Сталина сыграли решающую роль в удовлетворении просьбы "не сбрасывать колокол и не разрушать Евангелическо-Лютеранскую Церковь Спасителя в Баку" (зал органной и камерной музыки Азгосфилармонии), написанной на его имя членами церковного совета лютеранской общины в 1937 году.