Winter | Дата: Среда, 20.05.2009, 12:19 | Сообщение # 1 |
Генерал-полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 870
Статус: Offline
| В этом году Байковому кладбищу исполняется 175 лет
Наверняка многие киевляне (и не только) хотели бы быть похоронены на Байковом кладбище. И не оттого что там суперусловия для умерших, а потому что подобралась славная компания. Что ни могильная плита - под ней известный человек лежит. Так, плотно на одной аллее там покоятся Михаил Грушевский, Максим Рыльский, Олесь Гончар, Николай Амосов, Валерий Лобановский и еще сотни людей, не нуждающихся в представлении. Все они жили в Киеве в разные времена.
Именитые захоронения и принесли Байковому кладбищу такую славу. Сегодня оно входит в число наиболее посещаемых достопримечательностей Киева. Многие туристы приходят туда, чтобы посмотреть на надгробия некогда живших людей-легенд. Думаю, загляни на Байковое писатель Борис Акунин, то непременно бы одну из глав своей книги «Кладбищенские истории» (где описаны главные кладбища Лондона, Парижа, Москвы, Нью-Йорка, Иерусалима и Иокогамы) посвятил бы этому некрополю. Ведь есть что рассказать из 175-летней истории этого «города мертвых»!
Лютеране превратили «город мертвых» в сад
Признаемся, что порядок на кладбище - понятие относительное, и поначалу о нем никто не задумывался. Первые захоронения на Байковом были хаотичными. Дорожек, подобных тем, по которым нынче гуляют любопытные туристы, и в помине не было. Деревья не росли. В общем, был пустой холм за рекой Лыбедь.
- Не выдержал такого пейзажа член лютеранской громады некий Краузе и в 40-х годах ХIХ века рьяно стал наводить там порядки, - рассказывает историк Людмила Проценко в своей книге «История Киевского некрополя». - Расширил территорию, насажал там деревьев и кустов, отчего «город мертвых» превратился в сад. И даже построил часовню и помещения для людей, которые копали могилы и следили за кладбищем.
Возможно, именно благодаря ему сейчас Байковое приобрело такое деление на сектора. В настоящее время их уже более 50. Примечательно, что часть из них делится по национальному признаку. До сих пор там сохранились участки с польскими захоронениями, немецкими и еврейскими. Евреев выдают надписи на надгробиях на иврите или идише, а поляков - каменные ангелы. Правда, сегодня в сооружении памятников и оформлении могил национальные особенности особо не проявляются.
Говоря о кладбищенских порядках, нельзя не упомянуть об одной причуде прошлого «правительства» Байкового. В XIX веке киевлянам запрещалось приходить на кладбище с едой и напитками. Напоминали об этом накануне поминальных дней через местные газеты. Вот это были нравы!
http://kp.ua
|
|
| |